Готов ли ребенок к школе? 

Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы знать, на сколько их ребенок подготовлен к школе. Для выявления уровня такой подготовки проведите небольшую беседу, в которую включите приведенные ниже задания: беседа по вопросам, собирание разрезных картинок, исследование восприятия, рассказ по картинкам, понимание грамматической конструкции, нахождение лишнего предмета, проверка мелкой моторики рук, проверка чтения.

Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ.

         Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где-то за полгода до поступления в школу (запись детей в школу начинается с 1 апреля). В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению.

 Беседа по вопросам

В начале беседы можно задать ряд вопросов, которые помогут определить, как ребенок ориентируется в окружающем, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живешь?
  5. Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Каких домашних животных ты знаешь?
  16. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  17. Ты хочешь учиться в школе?
  18. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  19. Зачем надо учиться? Какие профессии ты знаешь?
  20. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

Рекомендации. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.

 Собирание разрезных картинок

Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

Рекомендации. Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием из различных «Конструкторов».

Рассказ по картинкам

Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.

Что лишнее?

Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:

  • Что здесь лишнее?
  • Почему?
  • Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Проверка мелкой моторики рук

Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно.
Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Памятка для родителей первоклассников

  • документ
  • в картинках (источник — Министерство Образования и Науки РФ)

памятка 1    памятка 2     памятка 3   памятка 4   памятка 5   памятка 6   памятка 7   памятка 8   памятка 9    памятка 10



Рекомендации по режиму дня будущего первоклассника
ПОДЪЁМ 7:00
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА,ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, УБОРКА ПОСТЕЛИ 7:00 — 7:20
ЗАВТРАК 7:20 — 7:40
ДОРОГА В ШКОЛУ 7:40 — 8:10
ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ 8:30 — 12:00
ЗАВТРАК В ШКОЛЕ 10:00 — 10:50
ДОРОГА ИЗ ШКОЛЫ ИЛИ ПРОГУЛКА ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ 12:00 — 13.30
ОБЕД 13:30 — 14:00
ПОСЛЕОБЕДЕННЫЙ СОН ИЛИ ОТДЫХ 14:00 — 15:00
ПРОГУЛКА ИЛИ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ, ПОМОЩЬ СЕМЬЕ 15:00 — 16:00
ПОЛДНИК 16:00 — 16:15
ВЫПОЛНЕНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ 16:15 — 17:30
ПРОГУЛКА 17:30 — 19:00
УЖИН И СВОБОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ 19:00 — 20:00
ПРИГОТОВЛЕНИЕ КО СНУ 20:00 — 20:30
СОН 20:30 — 7:00

Ребёнок и компьютер

  • Стеснённая поза

Вредным фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:
Затрудненное дыхание.
Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.
Остеохондроз.
При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Иногда возникает искривление позвоночника.
Заболевания суставов кистей рук.
Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне — операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.
Как помочь школьнику уменьшить вредное влияние?
Самое важное в уменьшении нагрузки — это правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированны, причем подобраны именно для детей.
Стул. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это так же снимает утомление.
Стол должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования, и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу.

Проекционное оборудование на уроке — тоже не блажь. Если при работе на уроке давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование демонстрационного проектора или телевизора нагрузку снижает.

  • Психическая нагрузка

Второй по важности фактор — это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.
Во-первых, в работе следует делать перерывы. На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере следует поставить таймер, например, из пакета Norton Utility. Каждые 30 минут — перерыв на 15 минут.
Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр, в которые играет ребенок, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает.
В дальнейшем мы постараемся шире развить эту тему. Но сейчас помните, что хотя в общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере — это излучения, на самом деле психическое воздействие может оказаться намного серьезнее.

  • Общие нормы работы

Если Вы внимательно прочитали все вышеизложенное, то поняли, что безопасная продолжительность работы ребенка за компьютером зависит от многих обстоятельств. При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть весьма значительно продлено, в два-три раза по сравнению со старыми нормами. И наоборот, при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья.
Мы предлагаем Вам три вида нормативов.
Вариант 1 — это стандартные нормы, рассчитанные Министерством здравоохранения в расчете на компьютерные классы выпуска ранее 1997 года. Они предполагают обыкновенную школьную мебель, устаревшие дисплеи, простое программное обеспечение и отсутствие динамических игр.
Вариант 2 — это более современные нормы, соответствующие нормам Лицея и примерно соответствующие специализированному домашнему рабочему месту. Они предполагают высококонтрастный дисплей, специальную мебель, наличие кондиционера и систем пылесбора, а так же работу в учебных программах (но не в Интернет).
Вариант 3 — это вариант экстра-класса, предусматривающий работу с ЖК-дисплеем.

Общие нормы на работу

  • Как снизить вредность

Итак, вкратце резюмируем, какие бывают вредности и как их снизить:

Снижение утомляемости глаз:
— Хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны)
— Правильное расстояние до дисплея (45-60 см)
— Ограничение времени игры в Doom и работы в Интернете (самое вредное для зрения)
— Поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение)

Снижение физического утомления (стесненная поза):
— Специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников
— Специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру

Снижение психического напряжения:
— Ограничение времени игры в Doom и работы в Интернете
— Регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут

Снижение электромагнитного излучения:
— Установка монитора задней стенкой к стене
— Исключение пыли в помещении
— Умывание холодной водой после работы

  • Как проконтролировать ребёнка

В последнее время на Западе достаточно часто встает вопрос, какую именно информацию получил ребенок из Интернета и что делал. Есть несколько простейших систем контроля.
Первое. Когда ребенок работает, изредка смотрите на содержимое экрана. Как ни прост этот совет, многие родители, оставляя ребенка наедине с компьютером, напрочь забывают о нем.
Второе. Есть такая интересная папка — C:/WINDOWS/Temporary Internet Files. Если в этой папке вдруг появились файлы с расширением .jpg, содержащие изображение голых женщин — значит, Ваше чадо посещало порносайты.
Третье. Если ребенок завел себе отдельного пользователя, зайдите под его логином и паролем. И посмотрите, какие игрушки находятся на рабочем столе. Если логина и пароля не знаете, проверьте папки c:/Program Files и c:/games, а так же корневой каталог. Там тоже видны установленные игры.

Компьютерные игры и опасность развития компьютерной аддикции у младших школьников

Ребенок в сети. Защитим детей от опасностей Интернета


Развивающие игры для детей